ПЕРЕВОД ДЕНЕГ: В КИТАЙ ИЗ РОССИИ +7 964 857 75 87 | ИЗ УКРАИНЫ В КИТАЙ +380956400312 (Viber, WhatsApp, Telegram)

Граффити в Пекине

Граффити в Пекине возможно и не такое продвинутое, как в Нью-Йорке или в некоторых частях Германии, Испании и Великобритании, но вот уже некоторое время столица является центром граффити всего Китая. И хотя их быстро закрашивают, большинство из нас видели эти росписи на стенах по всему городу.

Давайте сначала проясним, что граффити и уличное искусство — это не одно и то же. Несмотря на то, что их часто объединяют, существует несколько (по общему признанию, оспариваемых) различий между ними. Во-первых, граффити чаще всего принимает форму тегов из одного слова, которые идентифицируют художника, тогда как уличное искусство использует больше изображений. Более того, граффити, как правило, является незаконным, поэтому некоторые считают его вандализмом, что означает, что его обычно убирают довольно быстро.

Лэнс Крайон, режиссер документального фильма Spray Paint Beijing, в котором изучается происхождение граффити в Пекине, подчеркивает одно и то же различие: «Западные СМИ хотели бы, чтобы мы думали, что Чжан Дали (Википедия описывает его как «единственного художника граффити в Пекине начала 90-х»), был первым художником-граффити в Китае, но это неправильно. Он никогда не был художником-граффити. Он был уличным художником. Это ярлык, который не имеет к нему отношения». Молодой пекинский художник граффити, известный как Zeit, делится  аналогичным выводом: «Лингвистически говоря, по-китайски граффити звучит как туя (涂鸦), что относится как к граффити, так и к уличному искусству, поэтому часто возникают путаницы в различиях».

По вопросу о происхождении граффити в Пекине, Крайон продолжает: «Я слышал, что он начал появляться примерно в конце 90-х, но с очень небольшой частотой. Для меня граффити в Пекине начинается с группы BJPZ. Ли Цю Цю, известный как 0528,  многими китайскими писателями-граффити считается тем, кто начал все это».

По словам Zeit, в Пекине есть «70 -80 авторов», но только около 30 человек регулярно рисуют». И где они это делают? Как Крайон, так и Zeit превозносят стену на Jingmu Lu протяженностью в 2 км, которая была покрыта граффити в течение последних восьми лет или около того. Хотя это официально не санкционировано, художники приезжают со всего Китая и даже из-за границы, чтобы оставить на ней свой след.

Особенностью граффити в Пекине является скорость так называемого «баффа», то есть скорость, с которой граффити очищается от стен. «Заниматься граффити в других городах, безусловно, проще, — считает Крайон. «Пекин стал чрезвычайно дорогим для китайских художников, и в наши дни произведения слишком быстро шлифуются и ликвидируются. Дошло до того, что китайские художники, особенно молодые, неохотно тратят 300 юаней и больше на краску за кусок картины, которую могут убрать через день или два».

Тем не менее, несмотря на это, нередко можно увидеть более мелкие метки некоторых известных имен, которые красуются гораздо дольше. Теги Zato, Limp и, конечно же, знаменитый Beijing Bunny, можно увидеть по всему городу. Не удивительно, что более мелкие и менее заметные теги имеют гораздо более длительный срок хранения, чем более крупные.

Как Zeit, так и Крайон также подчеркивают, что относительно большое иностранное присутствие в Пекине оказало огромное влияние на граффити, и оба согласны с тем, что именно из-за этого граффити стало расти и развиваться. Совсем недавно, однако, в граффити в Пекине появилось еще несколько китайских характеристик, таких как появление китайских иероглифов. Количество штрихов и необходимость более конкретного позиционирования и выравнивания этих штрихов могут затруднить создание уникального стиля, но ряд художников в Пекине становятся более опытными в этом новом элементе написания граффити. Ищите 气 (Gas), 灵丹 (Exas), 杂 投 (Zato), 时间 (Zeit), 月 下 (Moon) и 陈 十三 (Mora). Zeit полагает, что молодое поколение развивающихся китайских художников обязательно будет писать на китайском языке.