ПЕРЕВОД ДЕНЕГ: В КИТАЙ ИЗ РОССИИ +7 964 857 75 87 | ИЗ УКРАИНЫ В КИТАЙ +380956400312 (Viber, WhatsApp, Telegram)

Религия Китая в новое время

Если вы считаете, что Китай — страна не религиозная, Ян Джонсон докажет вам, что вы не правы. Согласно исследованиям лауреата Пулитцеровской премии, Китай переживает расцвет духовности, открываются новые секты, культы и даже подпольные церкви, происходит радикальное возрождение традиционных народных религий в Китае в новое время, не говоря уже о поразительной пастве в 60 миллионов китайских протестантов.

Джонсон впервые прибыл в Китай более 30 лет назад, чтобы встретиться с религиозными лидерами и практиками, наблюдал за церемониями в огромных новых городских церквях и традиционными ритуалами предсказания судьбы. Его новая книга The Souls of China: The Return of Religion after Mao рассматривает взаимосвязь между верой, культурой, политикой и традициями в современном Китае.

Когда вы впервые начали задумываться о написании этой книги?

«Я вырос в довольно религиозной семье, поэтому, когда я впервые приехал в Китай, мне было любопытно, во что верили люди. Это был 1984 год, всего восемь лет после окончания Культурной революции, и на самом деле в стране мало чего можно было посмотреть. Я помню, как подумал: «Ого, а религию действительно искоренили. Но это было заблуждение, религия возвращалась. К 90-м годам Китай был поглощен массовым религиозным движением — «Лихорадкой Цигун», и я понял, что происходит нечто большое».

Почему большинство китайцев все еще говорят, что они не религиозны?

«Отчасти это вопрос дефиниции. Слово «религия», zongjiao, является неологизмом, введенным в конце XIX века, когда люди смотрели на западные модели религии. Многие считают, что это политическое слово. Лучшее слово для использования — это «вера» (xinyang), китайцы также часто используют понятие «культура». Религия в Китае в новое время имеет эти обширные серые области, где вещи не совсем законны, но не совсем незаконны. Часто становится трудно идентифицировать себя частью официальной религии, и намного легче быть культурным центром, нежели религиозным, тем более, что правительство поддерживает возрождение традиционной китайской культуры».

Как Китай переосмысливает основные религии?

«Я думаю, что в то время как общие идеи присутствуют в той или иной форме, то, что традиционно не слишком интересовало китайцев, так это грандиозные теоретические дебаты, как мы это видим на Западе. Например, существует много разных версий протестантизма, между ними зачастую всего лишь малые доктринальные различия, но люди страстно о них спорят. На западное богословие большое влияние оказали греческие идеи логики и дебатов, но это не очень интересовало китайских философов. То же самое происходит с религией в Китае в новое время. Китайцы ищут то, что заставляет общество функционировать, что держит его вместе, ответ на вопрос как прожить нравственную жизнь».

Как религия будет развиваться в Китае?

«Религии определенно будут существовать в будущем и отвечать на разные нужды людей. Большие городские церкви подобные описанной мною в книге церкви в Чэнду, в основном обращаются к белым воротничкам в мегаполисах, которые не сильно заинтересованы в традиционной культуре и считают христианство более современным. Но многие другие люди охотно принимают традиционную китайскую культуру, они держат посты с монахами, идут в храмы, читают буддийские мантры, или занимаются каллиграфией. С одной стороны, это можно рассматривать просто как хобби, но в домах часто встречаются религиозные статуи, ладан — это своего рода духовный ритуал, даже если он явно не религиозен. Но в Китае нет межрелигиозного диалога. Есть много областей, где религии могли бы сотрудничать, и это принесло бы немало пользы, но люди остаются закрытыми в своих религиях. Христиане ничего не знают о буддизме, буддисты ничего не знают о христианах, и никто ничего не знает об Исламе».

Во время написания книги вы повстречали много интересных людей. Кто произвел на вас наибольшее впечатление?

«Я думаю, что это паломники, которые каждый год ходят в храм Мяофэншань в Пекине. Более 80 паломнических ассоциаций из Пекина посещают группы, о существовании которых мало кто знает. Это действительно преданные люди, которые верят в действия, а не в разговоры, они идут и занимаются благотворительностью, во имя веры. Во многих китайских городах вы не видите никаких признаков религии, они не похожи на европейские города с большими церквями, в Китае вы должны как следует присмотреться, чтобы обнаружить людей, чтящих свою веру и ритуалы».